пятница, 19 октября 2012 г.

Kiwi Rider



Мечтая о заморском путешествии на мотоцикле, я представлял себе далекий остров с удивительной природой горных ландшафтов и извилистыми дорогами вдоль побережья шумного океана. Жажда приключений и поиск новизны событий двигали меня на восток, на поиски экзотических миров и удивительной природы. К тому же, я сполна ощутил экзотику в индийской поездке, где среди плотной бибикающей толпы мопедного движения я колесил на средне-кубатурном крузере Royal Enfield, а после - уж на совсем малолитражном индиансокм Yamaha Fazer.  Такая  покатушка  уже не укладывалась в формат экзотики и тем более мотоциклетной мечты. Хотел попасть в другую сказку и по взрослому :) 
Самое свежее впечатление  необычайного природного ландшафта запомнил я из фильма  «Властелин колец».  После уже, я узнал про уникальность островной природы и воплощенное коммунистическое светлое будущее в развитой буржуазной стране. Так вот именно Новая Зеландия перевернула глобус туристического внимания и у меня появилась возможность там побывать!

      Эмиграционная политика британского доминиона – это хорошо продуманная отшлифованная система правил и нормативов которая очень внимательно бдит границу от случайных людей, но в то же время имеет множество вариантов оформления визита для тех кому уж действительно надо. Все-таки туристическая отрасль является весьма серьезной доходной частью островного бюджета. Ну и не секрет, что для украинского гражданина получение визы - еще то  хлопотное и достаточно дорогое занятие. Дело в том, что и посольство в Москве, да и список документов с нотаризироваными переводами по требованиям пуще шенгенского или американского условия. Зато есть гибкость в формате подачи заявления и собственно в анкете, так что адекватному украинцу вполне по силам получить добро на визит «Островов  длинного белого облака» тем паче уж с туристическими намерениями. 

       Мои ожидания от мото путешествия в Новой Зеландии в первую очередь определялись возможностью увидеть высокие скалистые горы, дремучий доисторический лес и могучий берег бушующего океана. Конечно, в жестянке сидишь комфортно и расслабленно, слушая музыку и регулируя климат-контроль, но… Я искал отличные от автотуризма ощущения, где главным преимуществом мне видится глубокое погружение в пучину путешественных эмоций, сочных красок и запахов динамического пути. Услышать Землю под собой, распознать запах дороги, получить удовольствие от мощного рокота и вибрации мотора, словить порывы вкусно пахнущего  ветра с океаническим бризом – это можно ощутить только верхом!  
Планирование мото поездки я начал с изучения географии островов, карты дорог и самых ярких достопримечательностей. Далее я начал проникновение в новозеландскую мотоциклетную жизнь через располагающее общение с единомышленниками в мотосалонах,  магазинах и просто в случайных встерчах. Продолжил тему фильтрацией информационного потока из байкерских журналов, обильно пестрящих предложениями  организации мото-туров а  также описаниями самостоятельных маршрутов и наилучших путешествий на Южном острове. Оставалось решить самую важную задачу - сесть на мотоцикл!  

2. Выбор и покупка мотоцика.
     На родине я выкатывал разные байки. Так, после путешествия по Крыму на 250-ти кубовой "Ракете-футонг" я пересел на резвый Yamaha Fazer, и его универсальностью очень был доволен. Пока не встретил HyperDucu ...у-ух! А уж вкусив все возможности более чем  литрового фанрайд стрита, мне не хотелось понижать планку комфорта и удовольствия в отношениях с мотоциклом, тем более с расчетом на загруженный туризм по хайвеям и горным серпантинам. Да и по правде сказать, дружелюбный L-твин запал мне в душу, сводя выбор между болонской Мультистрадой и японским Сузуко Штормом. Хотя, признаюсь, интересует меня и Тигровая рядная трешка из Великобритании и немецкий опозит большого Гуся, да и вообще есть еще много замечательных байков, которые мня ждут! 
 Но на этот раз мои исследования Новозеландского рынка распорядились поступить рационально. Дилемма выбора решилась ликвидностью мотоцикла и в общем - ценой литрового туриста. Я видел там, как один бородач продавал своего ухоженного Тигра более трех месяцев и постоянно скидывал цену, а Сузуки и Дукаты уходили как горячие пирожки! Но, к сожалению Ducati Multistrada мне так и не попалась по хорошей цене, а вот Сузу я все-таки поймал, причем неподалеку от дома. Благо, что там есть местный eBay по имени TradeMe, где очень успешно и оперативно все продается и покупается. 

За десять с половиной тысяч местных долларов мне попался  трехгодовалый полностью заряжённый литровый турист с пробегом в 13 тысяч км. Три пластиковых чемодана, защитные дуги, сумка на бак, тент и даже лубрикант да рем. комплект. В общем, сел и поехал!
"Только  сначала купи шлем", - сказал мне Шейн при первой встрече и напомнил также о том, что мне надо иметь категорию "а" и стаж более 2-х лет. Начинающим байкерам установлен лимит на мотор до 250 кубов и первые два года необходимо возить табличку "L" со скоростью не более 70 км/ч. Хочу отметить , что это очень разумное правило, но хорошо что для меня это уже в прошлом :)  Новозеландцы - в основном законопослушный и честный народ. Хозяин попросту бы не продал мне мотик из-за отсутствия всего необходимого. А еще, у них не принято при продаже скрывать дефекты и всякие там вмятины да царапины, т.е. никто не собирается что-то впарить. К тому же, после сделки, владелец получит информацию от дорожной службы про биографию техники и все диагнозы обслуживания транспортного средства. 
     В моем же случае было указано на пару невидимых царапин  и требование через месяц заменить заднюю резину чтобы пройти техосмотр и оплатить дорожной сбор на выбранный мною срок. Обязательный ежегодный технический осмотр (WOF) могут сделать в любом аккредитованном гараже и стоит это 30 долларов. С выбором резины я определился на Metzeler Touranece, хотя цена под 400 баксов меня вовсе не радовала, но обувать на дальняк корейскую или китайскую покрышку как-то не хотелось. Ко всему не порадовал и дорожный сбор, стоимостью более чем в полторы сотни и всего то - на три месяца! Оказывается для владельцев литровых байков как раз подняли стоимость дорожных услуг причем в два раза от средне-кубатурной техники. Обосновали сие меры нелицеприятной статистикой сошкрябывания с дороги именно литровых мотоциклов. Хотя в сравнении с Ураиной здесь вовсе нет аварий. Честно говоря я попросту ни разу не видел и не слышал ни об одной! 
Имя моему новому другу долго искать не пришлось та как при первой же встрече с моей подругой он произвел впечатление огромного сурового комбайна с нахмуренными бровями, именно того, что  охранял пастбище тракторов в мультфильме "Тачки". Звали его  там Валерой! Вот мы и решили, что это милозвучное мужское имя как раз подходит для нашего  грохочущего железного великана. 

3. Рождественское путешествие на West Coast.
В отличие от спонтанного путешествия на Северный остров, ко второй поездке по Новой Зеландии, да еще и в праздничные дни, -  мы подготовились как следует. Ира провела серьезную подготовку в бронировании отелей по маршруту, просмотрев рейтинг гостиниц нашего ценового диапазона и взвешивая соответствующие отзывы на тематических интернет ресурсах. Основными критериями были: наличие мини кухни, единый смеситель для горячей и холодной воды ну и собственно наличие свободных мест в диапазоне 80-140$. Задача оказалась не простая и достаточно  трудоемкая. В тот же час я оборудовал Валеру навигатором и запрограммировал точки маршрута по живописным местам западного побережья южного острова: через Альпийские горы к сверкающим вершинам ледников Фокса и Франца Джозефа. Обратный маршрут вел нас вдоль Тасманового моря к горным  озерам, водопадам и термальным источникам в доисторическом лесу. 
В нашем путешествии на дождливый West Coast я запланировал пересечение горного хребта Южных Альп двумя разными маршрутами: стартовый прорыв сквозь скалистое "Королевство Гондора" в каменном массиве заповедника The Arthur Pass и возвращение через царство  шагающих растений и дендроидов в лесных массивах Lewis Pass.  
    Путь начинался с восточного берега в городе Крайстчерч (Chrictchurch) прямой линией пересекая сто километровую долину Canterbury. Полуторачасовой переезд зелеными фермерскими равнинами с белыми облаками - овечками и вот - перед нами открылись Альпийские пейзажи! Они завораживают взгляд разнообразием и мягкостью красок природной палитры, близостью неба и крутым скалистым рельефом. Вся эта первозданная природа аккуратно прорезана грамотно исполненными дорожными магистралями. 


Создается впечатление, что дороги спроектировали инженеры мотогонщики, которым удалось вместить на трассе скоростные прохваты, затяжные дуги и серии крутых шпилек. Для безопасности и рациональности движения среднестатистического водителя перед каждым поворотом расположен знак, определяющий комфортную скорость прохождения закрытого участка дороги с расширением в апексе для возможности агрессивного маневра. Вот с таким спортивным запалом я крутил равнодушный к перегрузкам мотор и грел тормозные диски, что в общем не способствовало краеведческому обзору красивейших в округе природных картин.

Как раз на горизонте появился каменный город короля Арагорна - Castle Hill.  
В скалистом массиве высокогорного плато нам открылась окаменевшая крепость древнего  океанического дна с «лимонными камнями» мистических форм с образными углублениями и сырными дырками. Но погулять удалось не долго, из-за приближения грозового облака, ведь погода новозеландских Альп  меняется стремительно быстро и в дождь можно попасть буквально за поворотом! Благо что мы подготовились к таким вызовам дороги прикупив дождевой комбез для моей спутницы и непромокаемые штаны и куртку для меня. Ну и в первый же день мне удалось  протестировать новую резину не только по мокрому полотну скоростного шоссе, а и на гравийной дороге у речного берега. Уверенные подъемы по гравийному полотну и прогнозируемый контроль ускорения двадцати пудового байка по речному щебню - меня откровенно радовали. На первый день поездки для моей нежной  пассажирки уже было достаточно покатушек и мы расчитывали вечером еще прогуляться к водопаду.
По приезду в Arthur Pass village мы зашли в мотель и на рецепции обнаружили для нас записку о том, что  администратор ушел в горы, а  мы можем располагаться в домике № 2. Мотель оказался очень опрятным и уютным, не смотря на почтенный возраст этого деревянного строения. К вечеру вернулся хозяин и угостил нас молоком и бесплатным 2-х часовым доступом интернет, который кстати здесь весьма уж не дешевый.
А под закатные лучи золотого солнца нам улыбнулась радуга над стотридцати метровым водопадом «Devil's punchbowl» в гуще невиданных мною ранее пород деревьев. Это казалось магией!
     На следующий день увиделась нам лучшая дорога в мире! Она струилась лентой дорожного серпантина через красивое горное ущелье, длинную эстакаду над горной рекой и подъем на перевал в   920 метров.  

Забавной была встреча с горным попугаем Киа, который оказался весьма любопытствующей птицей, к тому же он еще и полюбляет пробовать на вкус резиновые детали мотоцикла и может кому угодно залезть на голову.   


А далее была дорога к тропическому побережью Тасманского моря.
Западный берег принимает на себя обильные экваториальные циклоны, поливая буйную растительность субтропической части Южного острова. В дышащей пасти океана, через сквозной грот скального берега, нам открылись аппетитные для птиц и туристов скалы. Именовались они в честь любимых британцами слоеных блинчиков Pancake Rocks. А нашему голодному фотоаппарату эти скалистые образования дополнили спектр визуальных деликатесов океанического побережья.  
Проехавшись по живописному берегу, мы свернули в сторону горных озер. Там то местное население и проводит свои беспечные выходные в семейном кругу. Ведь поначалу я был просто ошарашен тотальным отсутствием людей в курортном городе, причем в праздничные дни! Оказывается – пляжи у них на озерах среди скалистых гор и водопадов. Там теплая чистая водяная гладь, на которую Киви ставят свою яхту или вейк катер. Небольшой парусник вполне доступен большинству местного населения и встречается часто на фаркопе старенького японского автомобиля или в будни, просто  припаркованной во дворе. 
      Главные ценности социально успешной, по доброму неспешной нации, – это семья а свое свободное время они стараются максимально уделить детям и своему вовлечению в природу. Благо, заповедники и национальные парки занимают треть территории государства и доступны бесплатно всем желающим. Островные племена Маори и Британские переселенцы  очень близки к природе и трудятся они, чтобы жить, а не живут, во имя достижений в труде.

После теплых купаний и длинного переезда в высокогорный массив страны ледников, мы впервые остановились в масштабном отеле с непосредственной близостью к ущелью ледяной достопримечательности. Правда ощущалась заметная усталость моей подруги от преодоления сотни крутых шпилек в бесконечных серпантинах горного пути. К тому еще, расстроила ее неудачная попытка забронировать трекинг к синим пещерам ледника. А стоимость высадки туда на вертолете - охладила наше настроение к пребыванию в центре массового туризма. Разгар сезона исчерпал количественный  ресурс маленького городка, так что мы решили приехать иным разом, пока еще не растаял лед
Мы взяли путь на теплый север с высокогорья Аораки к озеру Бранер. Дистанция в полмиллиона метров пролетела для меня со свистом солнечного ветра под бурчание V-твина и мирный шелест колес по грубому но идеально ровному асфальту. Спалил я бак на 350 км., а в среднем, литров семь Валера ел за сотню. Ветрозащита в базе мотоцикла в общем хороша, но все же, шлемы остаются в зоне воздушных сопротивлений что создавало излишний шум и усталость нежной женской шеи. Ну а к тому еще порывы ветра с боку, камни в ноги, дождь в ботинки и тошнотворный серпантин… бывало что Валера хотел катнуть без нас, один
 Все-таки путешествие верхом это физическое испытание организма, а где-то, - тест на выдержку баланса сил и эмоций. 



 Мне удавалось радоваться трудностям и слышать воодушевляющую мелодию путешествия сквозь взрывной голос двуствольного  мотора и рокот рядных крупно кубатурных троек. Еще, встречались нам люди на эндуро, пенсионеры на олдовых турерах и даже Шреки на крузерах.  
Мне было радостно проехать рядом с грохочущим Харлеем, промчаться  "в полный газ" сквозь ущелье, под затяжной гул случайного попутчика, или распознавать характерные звуки различных моторов многочисленной диаспоры мотоциклетного народа.


Дневной перелет в четыре сотни километров и мы на берегу огромного озера в прозрачном  свежем номере с фруктами, мягким белым вином под красный отлив заката солнца над горными вершинами. 

Вечером в лесу повстречали древние шагающие деревья, огромные папоротники и причудливые растения Толкиенического леса. В этот парк юрского периода, через реку прокинули подвесной мост, качающийся на тросах.  
Дальше, очень своевременно, наши тела расслабили термальные источники в японском саду. В самой удаленной от океана части острова мы бродили по лишайникам и плотным мхам доисторического леса поблизости Maruia Springs. В тамошних джунглях можно попасть в раннюю мезозойскую эру, побродить среди древовидных папоротников которые совершенно спокойно чувствуют себя здесь с того самого времени, когда по этим местам ещё бродили динозавры. 


Крайний пит-стоп, ночевка в курортном поселке Hamner. В это место съезжается народ за всесторонним оздоровлением в  непосредственном контакте с природными источниками энергии. Есть там термальные источники и йодистые леса, которые пронизаны пешеходными, велосипедными и даже маршрутами для инвалидов. Ну а зимой там горнолыжный спот, в общем – намбер ванн курорт :)

Хочется отметить, что рестораций ассортимент в Новой Зеландии на широкий вкус. Специфика представленной кухни в национальном соответствии персонала, где итальянцы пекут пиццу на углях в печи, а французкий официант с акцентом рекомендует сорта вин. А вот японские суши и индийские острости с бобами могут выручить за относительно недорого, но тоже +15 % к сумме счета в праздничные дни. А самым обычным быстрым блюдом для кивийцев остается консервативный «Фаш’н’чпс» (Fish & chips). Еще меня очень порадовал крем суп с креветками и прочей вкусностью морских глубин (Seafood Chowder) и приятно удивило солено-сладкое блюдо - блинчики с беконом и бананами.  
   Дорога в Крайстчерч по хайвею, в крайний день нашей мотопоездки,  выглядела как экспресс полет двух комбинизованых пассажиров, плывущих сквозь виток дождевого циклона. Я радовался эффективности подготовленного к осадкам снаряжения и на автопилоте, улыбаясь непогоде, подъезжал домой. Валера бодро пролетал все лужи, покрышки замечательно держали поворот, и наш громоздкий друг уверенно вез наполненный до верха багажник впечатлений, сотни фотографий и два уставших и довольных шлема.

4. Мото жизнь продолжается.
  
После первой поездки по Южному Острову я определил для себя некоторые решения. Во-первых, я увидел что пассажирке не в кайф  кататься и надо понимать что не с каждым можно путешествовать верхом. А коль решили уж на дальняк выбраться, то лучше пусть каждый на своем байке. Так будет более осознано и впечатления каждый себе сам определяет. У нас же вышло где-то 70/30 в пользу моего удовольствия и ее терпения. Большая разница в том чтобы катнуть девушку на мотоцикле с ветерком или брать  спутницей в длительную поездку. 

Во-вторых, задумывая план путешествия в Новой Зеландии надо учитывать нюансы общественных выходных, активные фазы туристического сезона  и существующие возможности оптимизации затрат на проживание и питание. С теперешним опытом я уже могу найти новые труднодоступные дороги, грамотней спланировать календарь событий по маршруту да сэкономить на питании и жилье почти вдвое!     

Конечно же, одной поездкой я себя не ограничил. Неизгладимые впечатления от пребывания в Новой Зеландии вдохновили меня на повторный визит в эту прекрасную страну. Да и к мотоцыку я привык очень, так что очень не хотелось его продавать, тем более в конце сезона. И я приехал во второй раз, с новыми задачами но с тем же азартом к мотоциклетным путешествиям. Взяв за основу практический опыт выбора резины для мокрого асфальта и укатанного гравия, на передние 19 дюймов я так же установил покрышку Metzeler Tourance, к тому еще смонтировал  на ручки подогрев, сменил масло, фильтр и начал больше ездить!
Уникальность Новозеландского климата меня более чем радует, – ведь это круглогодичный мото сезон! Ну и «большой турист» оказался очень универсальным средством весьма приятного перемещения, причем в любую погоду. Я комфортно перемещаюсь в городе, с преимуществом на трассе,  езжу по грунтовке, гравию, песку... Можно сказать - по любым дорогам, ну разве что не лезу в глубеня. Вместительность V-Strom adventure tourer  позволяет доставить меня на серфовый или кайт-спот, со всей снарягой! А несложным преобразованием я примудрил удобное крепелние под сноуборд и ездил в горы по снегу и гравию и в ливень. В обычной жизни при поездке в город, я даже не снимаю пластиковые кофры, т.к. вмещается туда все что необходимо, будь то: запас еды на неделю из супермаркета, рюкзак с фототехникой, лептоп с книгами и сменная одежда  на быстро меняющуюся  здесь погоду. 
А вот в междурядье здесь ездить не принято, впрочем как и нарушать скоростной режим. Это поначалу 50 км/ч казались невыносимо скучными для мотоциклиста, но очень быстро я привык к такой размеренной езде и теперь получаю удовольствие от спокойствия и безопасности в городском движении. К тому же расход топлива в среднем около 7 литров на сотню километров городского трафика, что весьма приемлемо для литрового мотора. Но по правде, я продолжаю наведываться в салон Triumph, заглядываясь на Tiger XC и планируя более сложные маршруты на зубатой резине.  То ли еще будет ;) 

С мотоциклом всегда трудно расставаться, потому что я разделяю с ним часть своей жизни, а ведь это хорошие воспоминания, романтизм, волнения эмоций, страсть, любовь... Эти чувства вечны! Они питают силой мою жизнь и закрепляют в памяти  значимые события, радость встреч и благодарность к дорогим мне людям. Так было и будет, хоть и все стремительно меняется вокруг. И выходит так, что надо расставаться, менять железных коней, при этом познавая большее в отношениях с мотоциклетной техникой а значит - и в самом себе. 

6 комментариев: